Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)
(старшая и подготовительная группы)
(старшая и подготовительная группы)
Игровой стретчинг «Когда оживают сказки…»
Павлова Анна Олеговна
ОГЛАВЛЕНИЕПояснительная записка……………………………………………...............................................................……... 2-5
Особенности организации образовательных ситуаций игрового стретчинга «Когда оживают сказки…» …6,7
Приемы игрового стретчинга «Когда оживают сказки…»….....................................................................……..8,9
Заключение……………………………….…………………...................................................................……………10
Список литературы…………………………………..................................................................……………………11,12
Приложения………………………………………...................................................................………………………13-19
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» И.Г. Песталоцци
В настоящее время в педагогической литературе представлено много разнообразных технологий использования общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников в детском саду. Наиболее известными из них являются: фитбол-аэробика, ритмопластика, ритмическая гимнастика, игровой стретчинг. Особого внимания заслуживает образовательная технология игрового стретчинга. Игровой стретчинг - оздоровительная технология, основанная на естественных растяжках мышц тела и суставно-связачного аппарата рук, ног, позвоночника. Данная технология направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Данная методическая разработка основана на исследованиях А.Г. Назаровой, Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук, Е.Г. Сайкиной, Е.В. Сулим, Ж.Е. Фирилёвой и др. Актуальность рассматриваемой темы «Когда оживают сказки…» определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача не только физического воспитания дошкольников, но и их нравственного развития.
3
Нравственность – это те правила морали, согласно которым человек может существовать и взаимодействовать с другими людьми. Это один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, развития и исторического прогресса. Такие общечеловеческие ценности, как милосердие, справедливость, гуманность, сострадание, должны стать главными ориентирами в определении содержания нравственного воспитания подрастающего поколения. В наше время особенно актуально встает вопрос о развитии нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Важно создать у детей основу отношений к себе и к окружающим людям, и обществу в целом. Нравственные представления дошкольников нельзя рассматривать как готовую, сформировавшуюся систему нравственного сознания личности. В дошкольный период идёт целенаправленное формирование нравственных представлений. По результатам исследований педагогов-психологов, нравственные представления детей старшего дошкольного возраста недостаточно глубоки, зачастую неадекватны и не реализованы детьми в жизненной практике.
Исходя из поставленных целей, известная технология игрового стретчинга была нами дополнена новым содержанием и приемами. Содержательные изменения представлены в разработанных нами «воспитательных» сказках. Организационные изменения связаны с формой подачи материала. Для мотивации детей к занятиям стретчингом в образовательные ситуации был введен игровой персонаж – мышонок Пик. Данный игровой персонаж демонстрировал поведение ребенка дошкольного возраста, поэтому был принят детьми как ровесник. Содержание сказок предполагало, что мышонок Пик сталкивался с разными трудными нравственными ситуациями, выход из которых он находил на протяжении всей сказки. Для включения дошкольников в ситуацию нравственного выбора к каждой сказке были разработаны проблемные ситуации. Они
4
предъявлялись дошкольников до того, как начиналась сказка. Ребята предлагали собственные варианты ее решения, а только потом узнавали, как мышонок Пик их решал, и что у него получилось. Упражнения игрового стретчинга, охватывающие все группы мышц, дети выполняли по ходу развертывания сюжета сказки о мышонке Пике. Упражнения игрового стретчинга были близки и понятны детям, поскольку предполагали выполнение имитационных действий животных и предметов, включенных в сказочный сюжет. Каждая образовательная ситуация - это одна сказка про мышонка Пика, т.е. одна игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.п., выполняя в такой интересной форме общеразвивающие упражнения. Цель: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, укрепление здоровья, активизация и развитие двигательной деятельности детей средствами игры, комплексное оздоровление детей через систему игрового стретчинга. Основные задачи: 1. образовательные задачи по формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков: - закреплять знание исходных положений и последовательность выполнения общеразвивающих упражнений; - совершенствовать технику основых движений при выполнении общеразвивающих упражнений, добиваясь грациозности, выразительности, пластичности их выполнения -формировать умение варьировать общеразвивающие упражнения в зависимости от содержания сюжета сказки; 2. оздоровительные задачи: -способствовать развитию координационных качеств и ориентировки в пространстве; 3. воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию дисциплинированности, выдержки,
5
самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений; 4. образовательные задачи по формированию знаний: - содействовать усвоению знаний о значении общеразвивающих упражнений; - формировать первичные ценностные представления о моральных нормах на примере поступков сказочных персонажей. Результаты обучения, достигаемые в ходе изучения темы: Мотивационные результаты: Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Универсальные образовательные результаты: Способность понимать поставленную задачу, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Предметные результаты: Овладение приемами выполнения общеразвивающих физических упражнений из разных исходных положений в заданном темпе по словесной инструкции. Форма проведения: групповая, очная. Режим занятий: продолжительность 20 минут, количество занятий в неделю - 1. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, одежда облегченная, без обуви (в носках). Срок обучения: 1 год. Участники: дети старшей и подготовительной групп.
6
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА «КОГДА ОЖИВАЮТ СКАЗКИ…» Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя. Для решения задач, определённых ФГОС ДО, эффективным средством физического развития дошкольника выступают проблемные ситуации и литературные сказки, разработанные на основе решения проблемных ситуаций, которые должны:
- соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, его потребностям и мотивам, быть связаны с его интересами;
- максимально приближаться к естественным условиям общения воспитателя с детьми, легко вписываться в образовательную деятельность;
- затрагивать сферу нравственных чувств и переживаний, вызывать эмоциональный отклик благодаря своей эмоциональной насыщенности;
7
- предполагать постепенное усложнение и расширение содержания, т.е. круга проблем, где необходимо выбрать самостоятельное решение;
- позволять ребёнку проявлять свободу в выборе содержания и средств своей деятельности, личное отношение к способу и процессу достижения цели;
- помогать дошкольнику осознавать свои силы и возможности;
- отвечать условиям структурно-содержательного и видового конструирования.
Литературные сказки строятся на основе реальных историй и непосредственного опыта детей или на основе историй из произведений художественной литературы, сказок, живописи, кино, мультфильмов. Содержание или тему ситуаций составляют определённые моральные нормы и правила поведения, которые проявляются в действиях одного или нескольких героев. Перечень сказок, разработанных нами для игрового стрейчинга:
1. Как мышонок Пик друзей искал
2. Как мышонок Пик перестал темноты бояться.
3. Как мышонок Пик стал вежливым.
4. Мышонок Пик потерялся.
5. Мышонок Пик просит прощения.
6. Как мышонок Пик стал беречь свои игрушки.
7. Как мышонок Пик стал честным.
8. Мышонок Пик заблудился.
9. Мышонок Пик помирился с другом.
10.Как мышонок Пик взял чужое.
Пример содержания авторских сказок, разработанных нами, и упражнения к ним в технологии игрового стрейтчинга представлены в приложениях 1,2.
Примеры выполнения дошкольниками упражнений игрового
8
стретчинга представлен в приложении 3. 2. ПРИЕМЫ ИГРОВОГ О СТРЕТЧИНГА «КОГДА ОЖИВАЮТ СКАЗКИ…»
Для формирования нравственного опыта и стратегий нравственного поведения ребёнка могут выступать педагогические или воспитательные ситуации, называемые проблемными, поскольку содержат определённую социальную проблему, требующую решения. Примеры проблемных ситуаций представлены в приложениях 1, 2.
Целью решения детьми проблемных ситуаций является формирование осознанного отношения к собственным поступкам и поступкам других людей. Проблемные ситуации ставят ребёнка в ситуацию нравственного выбора. При этом возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребёнка. Они также учат дошкольников понимать другого человека, мир человеческих взаимоотношений, формируют умение самостоятельно разрешать конфликты. Кроме того, проблемные ситуации тренируют детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей.
В образовательных ситуациях игрового стрейтчинга мы предлагаем использовать традиционный в дошкольной педагогике прием – введение в образовательную ситуацию игрового персонажа, присутствие которого мотивируется желанием этого героя чему-то научиться у детей. Данный персонаж «наделен» способностью все запоминать, а потом – выполнять и рассказывать, а также обыгрывать реальные проблемные ситуации, которые происходят или могут произойти с воспитанниками данной группы. Включение в образовательную ситуацию героя того же возраста, что и дети в группе детского сада, позволяют педагогу формулировать проблему в ясной форме, свободной от непонятных детям слов и выражений. Недостаток у персонажа каких-либо знаний или умений позволяет детям решать
Рис. 1 Игровой персонаж – мышонок Пик
9
проблемные ситуации максимально самостоятельно и создает потребность в рассмотрении новых ситуаций, содержательно связанных с уже решенной проблемой. Нами был выбран игровой персонаж (игрушка би-ба-бо) – мышонок, которого дети назвали Пик.
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поиск путей физического и нравственного развития детей, получающих дошкольное образование в детских садах, позволяет решить актуальную проблему достижения качества, заявленного в качестве базисной позиции в Федеральном государственном образовательном стандарте. Формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения гарантирует ребенку лучший старт для обучения в школе и для всей жизни. Основным условием, способствующим нравственному развитию дошкольников в детском саду, является организация двигательной деятельности с использованием игрового стретчинга, включающего литературные сказки нравственного содержания при обязательном осуществлении педагогом во взаимодействии с дошкольниками технологии педагогической поддержки.
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. - М.: Аркти, 2005. - 108 с. 2. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий, 2006. - 72 с. 3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под. ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с 4. Ильина Г.В. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. - Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2018. - 188 с. 5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 293 с. 6. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие. - СПб.: УМЦ «Аллегро», 2005 - 63с. 7. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - М.: Сфера, 2009. - 176 с. 8. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: Дис. … докт. пед. наук. – СПб., 2009. - 560 с. 9. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-иіровой гимнастике для дошкольных учреждений «Са-Фи-Дансе».- СПб.: Нестор, 1998.- 22 с. 10. Сайкина Е.Г. Требования к разработке программ по детскому фитнесу // Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы: сб. матер. III Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию РПТУ им. А.И. Герцена.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.- С. 131 – 137. 11. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2020. – 112 с.
12. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студентов
12
учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности "Дошкольное образование" / под ред. С. О. Филипповой. - 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 318 с.
13
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Игровая проблемная ситуация: Однажды сидит Мышонок Пик на полянке и горько плачет - не с кем ему поиграть. Все его друзья делами заняты: кто-то маме с посадкой овощей помогает, кто-то с папой домик строит, другие за младшими братьями и сестрами присматривают. Что же ему теперь делать? Сказка «Как мышонок Пик друзей искал» Однажды сидит Мышонок Пик на полянке и горько плачет - не с кем ему поиграть. Все его друзья делами заняты: кто-то маме с посадкой овощей помогает, кто-то с папой домик строит, другие за младшими братьями и сестрами присматривают. Пошел мышонок Пик искать себе друзей для игры (ходьба). Шел он, шел – лесами и горами (горка). Вдруг видит, ползет мимо Змейка. - Давай с тобой дружить, - предложил ей Пик. - Хорошо, мышонок! Тогда повторяй за мной (змея), - ответила Змейка. - Спасибо, друг! Ты очень гибкая! – сказал ей мышонок и пошел дальше. Тут навстречу ему Лягушонок. - Доброе утро, Лягушонок! Давай дружить? – пропищал Пик. - А ты умеешь прыгать так же высоко, как я? – спросил Лягушонок. - Попробую, - ответил Пик. - Ква-ква! Тогда повторяй за мной! (лягушка) - Спасибо, друг! С тобой очень интересно! – пропищал мышонок и побежал дальше. Бежал он, бежал и увидел высоко в небе Птицу. - Здра-а-а-авствуй! – закричал Пик так громко, как умел, - Давай дружи-и-и-ить! - С удовольствием! Повторяй за мной! (птица) – ответила Птица. - Спасибо, друг! Ты очень хорошая! – пропищал мышонок и побежал дальше. Бежал мышонок по лесу и вдруг увидел Ящерицу. - Добрый день, Ящерица! Давай дружить? – предложил ей Пик. - Конечно! – быстро ответила ему Ящерица, - Я всегда рада новым друзьям. Повторяй за мной! (ящерица). - Спасибо, друг! Ты очень приветливая! – пропищал мышонок и побежал дальше. Бежит Пик по лесу и вдруг видит большой красивый цветок. Наклонил Пик цветочек, чтобы его понюхать. Вдруг из цветка со страшным жужжанием вылетела полосатая Пчела и укусила мышонка прямо за нос (пчёлка). Пик испугался и заплакал. - А-а-а-а! Почему ты такая вредная? - пропищал мышонок. - Я такая потому, что никто со мной не друж-ж-ж-жит! – ответила Пчела. Тут на помощь Пику сбежались все его друзья: Змейка, Лягушка, Птица и Ящерица. - Что сучилось? Что случилось? – спрашивали они. - Меня укусила Пчела, потому что у нее нет друзей, - ответил Пик. - Если хочешь дружить, то нужно быть вежливым и помогать друг другу. Лесных зверей обижать нельзя! – хором сказали друзья мышонка. - Я больше так не буду, - виновато ответила Пчела. И с тех пор они стали дружить все вместе. Друзей у мышонка Пика стало больше, и никто никого не обижал.
14
Упражнения
Ходьба(1) И.п.: упор сидя сзади 1 – 2 – носки на себя 3 – 4 – носки от себя 5 – 6 –7 - круговое вращение стопами, колени не сгибать 8 – и.п. Дыхание: нормальное
Горка(2) И.п.- сед, руки в упоре сзади или в стороны. 1-2- не сгибая ноги, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться подбородком колени. 3-4- упор лежа сзади 5-6- тоже, что и 1-2 7-8 – и.п. Дыхание: нормальное Повторить нужное число раз
Змея(3) И.П.: лежа на животе, упор руками на уровне груди 1-2- медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, плечи, затем грудь. 3-4 – прогнуться в плечах, не очень сильно запрокидывая голову назад. 5-6- тоже, ч то 1-2 7-8 – и.п.
Лягушонок(4) И.п.: стойка ноги на ширине плеч, носки развернуты наружу, руки перед грудью, ладошки соединить. 1-2- присед, колены в стороны 3-4 – и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз
Птица(5) И.п.: сед ноги врозь, руки в стороны 1 – 2 – наклон вперед, руками коснуться носков ног 3 – 4 - и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз
Ящерица(6) И. п.: лежа на животе, руки вдоль тела, ладонями в пол 1 – 2 – поднять прямые ноги насколько можно вверх, опираясь о пол руками, 3 – 4 - медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз
Пчелка(7) И.п.: сед на пятках, руки на поясе 1 – локти перед собой соединить 2 - и.п. 3 –свести локти за спиной 4 – и.п. Дыхание: вдох в 3-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз
15
Приложение 2 Игровая проблемная ситуация: Мышонок Пик пошел в гости к зайчику и заблудился. Что же ему теперь делать?Сказка «Мышонок Пик заблудился» Мышонок Пик пошел (ходьба) в гости к Зайчику (зайчик). Пошел и заблудился. Смотрит, над ним Птица летает (птица). От дерева к дереву, от дерева к дереву. Мышонок - к ней: - Птица, Птица, расскажи, Птица, Птица, покажи, Как найти дорожку К Зайчику в домишко. - Очень просто, - отвечает Птица. - Прыгай с этой ёлки вот на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзы виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть его домик ... Ну что же ты? Прыгай! - Спасибо, Птица! - говорит мышонок Пик. - Только я не умею по деревьям прыгать. Лучше я ещё кого-нибудь спрошу. И побежал дальше (бег). Ползет Змея (змея). Мышонок и ей спел свою песенку: - Змейка, Змейка, расскажи, Змейка, Змейка, покажи, Как найти дорожку К Зайчику в домишко. - В домишко? – переспросила Змея. - Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Оббежишь этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхай вот так и услышишь запах орешков (орех). Беги прямо на него, никуда не сворачивая. Это лещина растет прямо возле дома Зайчика. - Спасибо, Змейка! - говорит мышонок Пик. - Жалко, что я не знаю, что такое лещина. Придётся ещё кого-нибудь спросить. Видит, плывет Рыбка (рыбка): - Рыбка, Рыбка, расскажи, Рыбка, Рыбка, покажи, Как найти дорожку К Зайчику в домишко. - Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Рыбка. - Луу-учше у Лягушки спроси (лягушка). Мышонок обратился к Лягушке: - Эй, Лягушка, расскажи, Эй, Лягушка, покажи, Как найти дорожку К Зайчику в домишко. Лягушка ответила: - Я тебя туда провожу! Скачи за мной. - Спасибо, Лягушка! – говорит Мышонок. – Я не умею прыгать также быстро, как ты. Лучше я ещё кого-нибудь спрошу. На ветке сидит Летучая мышь (летучая мышь). Мышонок Пик – к ней: - Мышка, Мышка, расскажи, Мышка, Мышка, покажи, Как найти дорожку К Зайчику в домишко.
- Здравствуй, Мышонок, - говорит Летучая мышь.- Смотри, куда я лечу. Беги следом.
16
Куда я, туда и ты. Я в пещере рядом с домом Зайчика живу. Мышонок Пик побежал туда, куда летела Летучая мышь, и быстро нашел домик Зайчика. Вот была радость! А потом Зайчик его морковкой угостил. по мотивам сказки В. Берестова «Как найти дорожку» Упражнения
Ходьба(1) И.п.: упор сидя сзади 1 – 2 – носки на себя 3 – 4 – носки от себя 5 – 6 –7 - круговое вращение стопами, колени не сгибать 8 – и.п. Дыхание: нормальное
Зайчик(2) И.п.: о.с. (основная стойка) 1-2 – упор стоя согнувшись. 3-4 – переставляя поочередно руки, не сгибая ног – упор лежа 5-6- упор лежа 7-8 - и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.
Птица(3) И.п.: сед ноги врозь, руки в стороны 1 – 2 – наклон вперед, руками коснуться носков ног 3 – 4 - и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз
Бег(4) И.п.: упор сидя сзади 1 – упор сидя сзади, согнув ноги, носки на полу, пятки от пола поднять 2 – упор сидя сзади, ноги на пятки, носки на себя 3- тоже, что и 1 4-5-6-7- сед в упоре сидя сзади, ноги согнуты, на носках, легкий бег 8- и.п. Дыхание: нормальное.
Змея(5) И.П.: лежа на животе, упор руками на уровне груди 1-2- медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, плечи, затем грудь. 3-4 – прогнуться в плечах, не очень сильно запрокидывая голову назад. 5-6- тоже, ч то 1-2 7-8 – и.п.
Орешек(6) И.п. - сидя в группировке, обхватить руками колени, голову прижать к коленям. 1 - перекат на спину. 2 - вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз
Рыбка(7) И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор ладонями в пол. Ноги вместе, носки натянуты. 1-2 плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, плечи, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями ног до головы. 3-4 - вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз
Лягушка(8) И.п.: стойка ноги на ширине плеч, носки развернуты наружу, руки перед грудью, ладошки соединить. 1-2- присед, колены в стороны 3-4 – и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.
17
Летучая мышь(9) И.п.: сед ноги врозь, руки за спину, хват за локти 1 – 2 – наклон вперед, стараясь коснуться подбородком пола. 3 – 4 - и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз
18
Приложение 3 Примеры выполнения дошкольниками упражнений игрового стретчинга «Когда оживают сказки…»
Рис. 1 «Горка»
Рис. 2 «Змея»
Рис. 3 «Птица»
Рис. 4 «Мостик»
Рис.5 «Рыбка»
Рис.6 «Лодочка»
19
Рис.7 «Летучая мышь»
Рис. 8 «Книжка»
Рис.9 «Крабик»
Рис. 10 «Елочка»
Рис. 11 «Орешек»
Рис.12 «Лягушонок»